Перейти к основному содержанию
ИТарктика
УДК 621.395.34
Мчедлишвили Денис Георгиевич
начальник управления технических средств и телекоммуникаций,
Государственное автономное учреждение Республики Коми «Центр информационных технологий»
Оптимизация расходов на услуги местной телефонной связи в органах власти Республики Коми и государственных учреждениях Республики Коми
Аннотация:

Статья посвящена оптимизации расходов на услуги местной телефонной связи за счёт внедрения услуг корпоративной телефонии на основе технологии VoIP (Voice over IP) в условиях централизации услуг органов исполнительной власти Республики Коми и государственных учреждений Республики Коми.

Ключевые слова: VoIP, корпоративные услуги связи, оптимизация расходов на услуги связи, услуги местной телефонной связи..

В условиях централизации бюджетных средств на услуги связи ключевой задачей является оптимизация расходов на предоставление отдельных видов услуг. При этом следует особо выделить услуги связи, реализация которых возможна на базе собственных технических и лицензионных ресурсов.

Поскольку ГАУ РК «ЦИТ» является оператором связи, имеет лицензии на предоставление услуг по передаче данных (в том числе для целей передачи голосовой информации) и собственную сетевую инфраструктуру, а также наделено полномочиями оператора связи электронного правительства Республики Коми, предоставление современных услуг связи на базе собственных ресурсов позволяет не только обеспечивать растущие потребности пользователей в государственном секторе, но также снизить операционные расходы без потери качественной и объёмной составляющей услуг [1].

Услуги местной телефонной связи в государственном секторе предоставляются преимущественно на базе традиционной телефонии с использованием аналоговых телефонных линий и редким применением офисных АТС в отдельных учреждениях. Такая схема предоставления услуг предполагает высокие операционные расходы как на абонентскую плату, так и на обслуживание АТС, перенос точек предоставления услуг, а также платную телефонную связь между отраслевыми учреждениями и их территориальными отделами, находящимися в различных районах. Внедрение услуг корпоративной телефонной связи на базе VoIP позволяет существенно снизить операционные расходы, повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить высокую эффективность в части обслуживания и переноса услуг в случае смены расположения пользователя за счет использования собственной транспортной инфраструктуры [2].

Централизация услуг связи в рамках общей централизации бюджетных средств на информационно-коммуникационные технологии показывает общую низкую эффективность расходов в целом и на услуги связи в частности. Основными причинами низкого уровня эффективности являются:

  • низкая квалификация сотрудников государственных учреждений и органов исполнительной власти в области связи, что определяется их отраслевой квалификацией;
  • отсутствие собственной инфраструктуры и лицензий для обеспечения услуг связи;
  • малый объём финансирования на информационно-коммуникационные технологии по отраслевым учреждениям.

При этом централизация бюджетных средств на оплату услуг местной телефонной связи обеспечивает единую схему обслуживания пользователей без возможности заметного влияния на стоимость услуг в связи с монопольным положением оператора связи. Схема централизованного обслуживания при сохранении технологии предоставления услуг местной телефонной связи имеет свои существенные недостатки:

  • высокие расходы на обслуживание офисных АТС;
  • высокие расходы на абонентскую плату;
  • высокие расходы на зоновую связь по служебным номерам.

Годовые расходы на услуги местной телефонной связи составляют 40,4 млн. руб. с НДС в год.

Поскольку возможности тарифной оптимизации услуг местной телефонной связи ограничены, единственным вариантом снижения операционных расходов является предоставление услуг на базе собственной инфраструктуры. Возможности ГАУ РК «ЦИТ» позволяют организовать предоставление услуг местной телефонной связи на основе технологии VoIP.

ГАУ РК «ЦИТ» является оператором связи, имеет лицензии на предоставление услуг связи по передаче данных за исключением голосовой информации и услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, наделено полномочиями оператора связи электронного правительства Республики Коми в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 21 марта 2011 года № 60 «О корпоративной информационно-телекоммуникационной сети органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми». С целью реализации операторских функций ГАУ РК «ЦИТ» предоставляет услуги связи для органов власти и государственных учреждений Республики Коми на базе собственной сети передачи данных. Также ГАУ РК «ЦИТ» уже имеет опыт предоставления услуг телефонной связи на основе VoIP в г. Сыктывкар: услуги корпоративной ip-телефонии предоставляются для 991 абонента на базе softswitch ECSS-10 (производитель – ООО «Предприятие «Элтекс», г. Новосибирск).

oij

Кроме этого, 3859 абонентов обслуживаются на базе ресурсов сторонних операторов связи. С целью оптимизации расходов необходимо осуществить перевод на услуги VoIP 577 органов исполнительной власти Республики Коми, их районных подразделений и удаленных рабочих мест, государственных учреждений с территориальными отделами и удаленными рабочими местами, находящимися на централизованном обслуживании.

Подготовка инфраструктуры для реализации перевода предусматривает размещение цифровых шлюзов в девятнадцати районах Республики Коми. При этом размещение оборудования в случае реализации проекта предусматривается в телекоммуникационных стойках существующих зоновых узлов связи сети передачи данных, что позволяет производить его обслуживание, обеспечивать резервирования электропитания и рабочего температурного режима в рамках существующей схемы эксплуатации, а также полностью исключить расходы на размещение станционного оборудование в районах Республики Коми.

sdf

Выход на телефонную сеть общего пользования предусматривается посредством организации цифровых потоков Е1, конвертации голосового трафика в SIP. Использование цифровых потоков связано с отсутствием технической возможности предоставления SIP-транков в районах со стороны операторов услуг местной телефонной связи. При этом необходимо предусмотреть маршрутизацию служебного голосового трафика по собственным каналам корпоративной сети передачи данных без выхода на телефонную сеть общего пользования, что позволит в полном объёме снизить расходы на служебные вызовы территориально удалённых специалистов.

При проектировании инфраструктуры важнейшим вопросом является обеспечение отказоустойчивости корпоративной телефонии, поскольку вызовы по сети обеспечивают в том числе и передачу голосовой информации в рамках отраслевых задач по жизнеобеспечению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.

В части обеспечения отказоустойчивости предусматривается реализация нескольких групп мероприятий:

  1. Приоритезация трафика VoIP на зоновом сегменте сети передачи данных ГАУ РК «ЦИТ»;
  2. Обеспечение резервирования ECSS-10;
  3. Резервирование шлюзового оборудования на узлах связи;
  4. Создание централизованного резерва однотипного абонентского оборудования;
  5. Резервирование служебных каналов VoIP через телефонную сеть общего пользования.

Приоритезация трафика предполагает настройку приоритета трафика по типу на зоновом сегменте сети, что позволяет обеспечивать первоочередной приоритет трафика VoIP. Задача обеспечения приоритета трафика на зоновом сегменте связана с тем, что пропускная способность зоновых портов передачи данных ограничена и составляет 50 Мбит/с, что в перспективе может привести к максимальным значениям в пиках нагрузки [3].

Резервирование программного коммутатора ECSS-10 обеспечивается за счёт:

  • динамического распределения нагрузки между программными модулями;
  • распределения программных модулей между аппаратными компонентами;
  • сохранения вызова на любой стадии его обслуживания при выходе из строя любого аппаратного компонента системы;
  • кластеризации на аппаратных ресурсах с возможностью динамического реконфигурирования кластера;
  • использования серверного кластера;
  • использования стекируемых коммутаторов;
  • использования дисковых RAID массивов;
  • использования резервируемой инженерной инфраструктуры центра обработки данных ГАУ РК «ЦИТ»;
  • резервирования абонентских лицензий и лицензий на одновременные соединения.

Резервирование цифровых шлюзов SMG-1016M обеспечивает:

  • формирование 100 % резерва цифровых шлюзов;
  • настройку и лицензионное обеспечение резервных цифровых шлюзов;
  • территориальное распределение настроенных резервных цифровых шлюзов по районам;
  • возможность оперативной замены шлюза и переключения цифрового потока в кратчайшие сроки.

Резервирование абонентского оборудования обеспечивает:

  • формирование 5% резерва абонентского оборудования;
  • централизованное хранение и распределение резерва.

Также следует отметить возможность использования программных средств связи (таких как MS Lync и подобных) для обеспечения автоматизированного рабочего места (АРМ) пользователя услугами телефонной связи на основе корпоративной ip-телефонии на постоянной или временной основе (к примеру, АРМ операторов локальных call-центров и пр.).

Резервирование через ТфОП (телефонная сеть общего пользования):

  • обеспечение функций регистрации абонентов и маршрутизации вызовов на ТфОП на цифровых шлюзах SMG-1016M в районах;
  • настройка резервной схемы служебных вызовов в случае отсутствия доступа из района к SSW VoIP через ТфОП (маршрутизация служебного трафика через сети оператора местной и зоновой телефонной связи).

Расходы на единовременную организацию инфраструктуры для реализации корпоративной телефонной связи составляют расчётно более 60 млн. рублей и включают в себя не только расходы на закупку клиентского и станционного оборудования, но и расходы на подготовку локальных сетей в местах размещения абонентов, а также расходы на организацию и оплату цифровых потоков Е1 для обеспечения выхода на телефонную сеть общего пользования в пятилетний период.

В связи с отсутствием средств на единовременную реализацию проекта тиражирования IP-телефонии, его реализация возможна и в рамках последовательного тиражирования в соответствии с доведенным финансированием по этапам. В рамках поэтапного тиражирования и предельных лимитов целевого финансирования возможна реализация проекта тиражирования в органах власти и государственных учреждениях Республики Коми на территории г. Сыктывкара, при этом период возврата инвестиций на первом этапе будет короче, чем при полной реализации за счет:

  • отсутствия необходимости в закупке цифровых шлюзов и соответствующих лицензий;
  • низкой стоимости модернизации локальных сетей;
  • территориальной доступности и низких транспортных расходов.

В рамках первого этапа расчёт предусматривает перевод на услуги корпоративной IP-телефонии пятидесяти шести органов власти и государственных учреждений Республики Коми, которые используют 1280 телефонных номеров, 8 мини-АТС, и ежегодные расходы составляют порядка 7,8 млн. рублей.

Расчётные капитальные расходы первого этапа составляют 12,5 млн. рублей, при этом операционные расходы по факту реализации будут снижены до 1,8 млн. рублей. Также будет достигнут очень важный результат: минимизация расходов целевых средств и времени на подключение/переезды абонентов.

Расчетный период возврата инвестиций в рамках первого этапа составляет 37 месяцев, при этом следует учесть, что расчет периода возврата инвестиций основан на прогнозах, предусматривающих изменения объектов, связанных с возможными корректировками проекта на стадии реализации.

sdf

Таким образом, в условиях отсутствия возможности тарифной оптимизации при общей централизации расходов на услуги местной телефонной связи, использование технологии VoIP для организации услуг связи на базе собственной инфраструктуры представляется эффективной возможностью для сокращения расходов бюджетных средств, минимизации временных и финансовых затрат на подключение новых пользователей, а также оперативный перенос услуг в случае изменения расположения территориальных подразделений органов власти и государственных учреждений Республики Коми [4].

Синергетический эффект от изменения технологической базы предоставления услуг позволяет не только сократить расходы на реализацию проекта IP-телефонии, но и также обновить сетевую инфраструктуру в местах размещения пользователей за счёт модернизации локальных сетей в учреждениях.

Общий объём расходов на организацию инфраструктуры не позволяет реализовать проект единовременно. При этом поэтапная реализация даёт возможность оптимизации расходов с возвратом инвестиций в течение трёх лет.

Список литературы

  1. Гольдштейн Б.С., Пинчук А.В., Суховицкий А.Л. IP-телефония. [Текст] / М.: Радио и связь. – 2001. URL: http://tusimvmtusi.tk/mtusi/bib/4_piess_gol_dshteyn_-_ip_telefoniya.pdf
  2. Гольдштейн А.Б. Модель управления туннелированием в сети IP/MPLS. [Текст] / «Информатизация и связь», №1, 2015. URL: http://files.iks.sut.ru/publications/2015-002-pp.pdf
  3. Гольдштейн Б.С., Маршак М.А., Мишин Е.Д., Соколов Н.А., Тум А.В. Аспекты контроля показателей функционирования, установленных для сети связи общего пользования. [Текст] / «Техника Связи», №2, 2009. URL: https://niits.ru/public/2009/2009-008.pdf
  4. Гойхман В., Лейкин А. Современные возможности корпоративной телефонии. [Текст] / «CIO /телекоммуникации», №9, 2008. URL: https://niits.ru/public/2008/2008-045-pp.pdf

Bibliography

  1. Goldstein B., Pinchuk A., Suhovici A. IP-telephony. [Text] / M.: Radio and communicationю – 2001. URL: http://tusimvmtusi.tk/mtusi/bib/4_piess_gol_dshteyn_-_ip_telefoniya.pdf
  2. Goldstein A. The management model of tunneling in IP/MPLS network. [Text] / "Informatization and communication", №1, 2015. URL: http://files.iks.sut.ru/publications/2015-002-pp.pdf
  3. Goldstein B., Marshak M., Mishin E., Sokolov N., Tum A. Aspects of monitoring performance indicators established for the communication network of General use. [Text] / "Communication technology", №2, 2009. URL: https://niits.ru/public/2009/2009-008.pdf
  4. Goikhman V., Leikin A. Modern capabilities for corporate telephony. [Text] / "CIO /telecommunications", №9, 2008. URL: https://niits.ru/public/2008/2008-045-pp.pdf