Перейти к основному содержанию
ИТарктика
УДК 656.035.22
Жиляев Дмитрий Витальевич
начальник отдела методологии,

государственное автономное учреждение Республики Коми

 «Центр информационных технологий»
d.v.zhilyaev@cit.rkomi.ru
Внедрение электронных проездных билетов в Республике Коми
Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы внедрения электронных проездных билетов (ЭПБ) в Республике Коми, освещается пилотный проект по внедрению ЭПБ в Усинске, раскрывается проблематика дальнейшего внедрения в регионе, а также перспективные направления и возможности развития механизмов использования ЭПБ.

Ключевые слова: электронные проездные билеты, комплексная автоматизированная система оплаты проезда, единый транспортный оператор, транспортное приложение, инфраструктура пополнения..

Электронный проездной билет – это вид проездного билета на основе бесконтактной электронной пластиковой карты или устройств, работающих по технологии NFC. NFC (Near Field Communication) — это технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия (до 10 см), позволяющая осуществлять бесконтактный обмен данными между устройствами, расположенными на небольших расстояниях: например, между считывающим терминалом и сотовым телефоном или пластиковой смарт-картой [1].

Электронный проездной билет – одна из составляющих системы автоматизированной оплаты проезда, позволяющей осуществлять безналичный расчет между пассажиром и транспортным предприятием (перевозчиком).

В настоящее время во всем мире внедрение подобных систем – это признак своего рода цивилизованности и развития общества. Различные виды электронного проездного билета внедрены уже во многих городах России. При этом из федерального бюджета России для субъектов выделяются средства на внедрение систем электронной оплаты проезда. И это вовсе не следование мировой моде, это признак совершенной необходимости во внедрении подобной системы, ее несомненной пользы в решении многих существующих проблем в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Рассмотрим проблематику, существующую в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Республике Коми. Однозначно можно сказать, что функционирование данной сферы в настоящее время не удовлетворяет требованиям и нуждам всех участников процесса пассажирских перевозок (пассажиров, перевозчиков, контролирующих и регулирующих органов).

Пассажиров не устраивает:

  • перегруженность автобусов, выход которых не оптимизирован в соответствии с пассажиропотоком;
  • необходимость наличной оплаты, взаимодействия с кондуктором;
  • отсутствие гибкой системы скидок на проезд.

Таким образом, отсутствуют условия для приоритетного использования общественного транспорта гражданами перед иными способами передвижения (личный автомобиль, такси), что может быть обеспечено:

  • высоким качеством обслуживания пассажиров;
  • простотой и прозрачностью взаимоотношений с перевозчиком;
  • введения на территории региона единого инструмента оплаты.

Перевозчиков не устраивает:

  • отсутствие информации о реальной загрузке маршрутов во временном разрезе в течение дня;
  • необходимость содержания широкого штата кондукторов;
  • потери ввиду недобросовестности отдельных кондукторов.

Контролирующие и регулирующие органы не устраивает:

  • поток жалоб от населения на качество пассажироперевозок;
  • отсутствие инструментов регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом, принятия управленческих решений на уровне региона или муниципалитета о целесообразности открытия или закрытия автобусных маршрутов.

Таким образом, основа достижения целевой модели развития сферы пассажирских перевозок заключается во внедрении комплексной автоматизированной системы оплаты проезда (КАСОП), которая бы позволила:

  1. внедрить механизмы безналичной оплаты проезда с возможностью самостоятельного пополнения пассажирами расчетных средств на электронных билетах различными способами (через сеть «Интернет», сеть терминальных устройств или посредством мобильных устройств);
  2. обеспечить прозрачные расчетные операции между участниками сферы пассажирских перевозок;
  3. автоматизировать процессы сбора статистической информации о пассажиропотоке (анализ использования электронных билетов), и предоставление данной информации на уровень руководителей органов государственной власти Республики Коми и Главы Республики Коми для принятия управленческих решений.

Такая система КАСОП для Республики Коми была закуплена в рамках федеральной субсидии в 2015 году в составе Единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом Республики Коми.

КАСОП внедрялась в пилотном муниципалитете МО ГО «Усинск».

Основу КАСОП составляет программное обеспечение верхнего уровня электронной системы контроля оплаты проезда компании «Социальные системы», позволяющее использовать транспортное приложение для оплаты проезда в общественном автобусном посредством применения электронных карт.

Технологически реализованы следующие возможности использования КАСОП и соответствующего оборудования в автобусах:

  • При наличии кондуктора с переносным терминалом.
  • Бескондукторная схема с турникетом.
  • Бескондукторная схема без турникета. Такая схема также может быть применима без опасения массовых действий со стороны недобросовестных пассажиров, т.к. информация о последней поездке фиксируется в транспортном приложении (специальная электронная разметка) на электронном проездном билете, вследствие чего контролер посредством специального терминала может проверить факт оплаты проезда пассажиром.

В рамках апробации КАСОП в Усинске все транспортные средства единственного местного перевозчика оснащались переносными кондукторскими терминалами. Льготным категориям граждан г. Усинск выдавались электронные проездные билеты на базе универсальной электронной карты (УЭК).

Пилотный проект был успешно завершен, показал полную техническую готовность КАСОП к дальнейшему развитию и тиражированию в Республике Коми.

Итоговая статистика пилотной эксплуатации КАСОП следующая: количество льготников, использовавших услугу электронного проездного – 2 320; количество маршрутов, работавших в Системе – 8; количество автобусов, работавших в Системе – 16; количество транзакций по электронным билетам – 108 220.

Дополнительно можно отметить следующий положительный эффект от внедрения КАСОП: применение КАСОП при продаже социальных проездных билетов (СПБ) позволяет снять вопросы по непрозрачности схем реализации, определению среднемесячного количества поездок, что в перспективе позволяет принимать решения об увеличении/снижении стоимости СПБ или ограничении числа поездок. При этом суммарный размер бюджетного субсидирования перевозок превышает 250 млн. руб. (СПБ и возмещение выпадающих доходов по муниципальным и межмуниципальным маршрутам).

Дальнейшим логическим шагом является тиражирование КАСОП в крупнейшие муниципалитеты Республики Коми. В первую очередь – в Сыктывкар.

Здесь существуют два блока вопросов, требующих решения: нормативно-организационный и финансовый.

Нормативно-организационный блок в свою очередь включает следующие требующие решения вопросы:

  1. Создание Единого транспортного оператора на республиканском уровне, функциями которого являются:
  • сбор, аккумулирование и распределение денежных средств между участниками сферы пассажирских автобусных перевозок, проведение расчетов с агентами продаж и транспортными предприятиями;
  • привлечение расчетного банка;
  • ведение претензионной работы с населением;
  • обеспечение координации транспортных перевозок в сфере общественного транспорта;
  • оказание услуг по профилактике, ремонту и обслуживанию оборудования и программно-технических комплексов транспортных предприятий и пунктов реализации карт;
  • организационная работа в части внедрения КАСОП.

В отсутствии ЕТО невозможно эксплуатировать КАСОП в муниципалитетах, где действует более 1 перевозчика. Если же говорить о внедрении КАСОП в Сыктывкаре, то в настоящее время внедрение КАСОП возможно в условиях функционирования единственного в Сыктывкаре перевозчика.

  1. Ввод КАСОП в составе Единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом Республики Коми в промышленную эксплуатацию, что обеспечит формализацию возможности доработки данной системы.
  2. Принятие закона «Об электронном проездном билете Республики Коми».
  3. Принятие нормативных документов в части введения в действие электронных СПБ и отмены бумажных СПБ, что требуется для перераспределения средств, выделяемых для выпуска бумажных СПБ.

Блок финансовых вопросов включает в себя поиск средств, необходимых:

  • на построение инфраструктуры пополнения электронных проездных билетов;
  • на изготовление самих электронных проездных билетов;
  • на закупку и монтаж считывающего оборудования в автобусах;
  • не реализацию новых возможностей безналичной оплаты, например, по технологии PayPass и PayWave (технологии бесконтактных платежей, в рамках которой у держателя карты есть возможность оплаты покупок без подтверждения PIN-кодом и подписью [2]), а в перспективе и по стандартам АО «Национальная система платежных карт» (НСПК) (в задачи НСПК входят обеспечение бесперебойности операций по картам международных платежных систем на территории России, построение и развитие российской системы платежных карт [3]).

На указанные задачи требуется довольно внушительный объем финансирования, вместе с тем в республиканском бюджете соответствующих средств не предусмотрено.

К началу 2017 года проект по развитию КАСОП привлек внимание коммерческих структур в Республике Коми: ПАО «Сбербанк» (Коми-отделение) и «САТП № 1» (сыктывкарский перевозчик). Участие указанных организаций в проекте по развитию КАСОП позволит решить многие вопросы, в т.ч. связанные с нехваткой финансирования (при этом речь идёт не о непосредственном выделение финансов, а о предоставлении уже имеющихся мощностей для проекта).

Общая ситуация по потенциальному участию в проекте выглядит так:

  • участник из банковской сферы готов предоставить свои мощности (терминалы самообслуживания, банкоматы и удаленные сервисы) для создания инфраструктуры пополнения электронных проездных билетов;
  • перевозчик заинтересован в оборудовании транспортных средств стационарным считывающим оборудованием за счет имеющихся собственных средств (инвестиционная составляющая, заложенная в тариф) и подключении к КАСОП на основе соглашений;
  • органы власти готовы взять на себя вопросы нормативного блока и создания ЕТО в Республике Коми, а также предоставить в пользование перевозчику программное обеспечение КАСОП.

Таким образом, у каждого из участников (как со стороны государственных структур, так и со стороны бизнес-сообщества) есть потенциал для участия в проекте. Мы на сегодня имеем ситуацию для потенциального взаимовыгодного сотрудничества.

В качестве площадки для ближайшего перспективного развития проекта (и непосредственно КАСОП) при тесном сотрудничестве всех участников рассматривается город Сыктывкар. На это есть причина, дающая преимущество в ближайшем будущем: «САТП № 1» в настоящее время единственный в Сыктывкаре перевозчик, что упрощает задачу запуска КАСОП при отсутствии ЕТО.

Дополнительная перспектива в проекте в целом (в части ускорения сроков его развития) существует и в оптимизации схемы развития экосистемы КАСОП: в запараллеливании различных направлений. Уже сейчас при принятии решения всеми участниками о готовности к началу совместных синхронных работ возможно прорабатывать запуск КАСОП для нельготников. При этом параллельно прорабатывать предлагается, в-первую очередь, вопрос о нормативном регулировании (что позволит позднее подключить к КАСОП и льготников). Во-вторую очередь, параллельно необходимо проработать вопрос о создании ЕТО (для дальнейшего тиражирования КАСОП в регионе после успешного запуска в Сыктывкаре).

Следует также отметить, что участники проекта – это не только указанные в тексте выше организации, это еще и пассажиры. И они в не меньшей степени должны быть заинтересованы в запуске КАСОП. Для мотивации населения к пользованию безналичной системой оплаты проезда необходимо на территории Республики Коми обеспечить разницу в тарифах при оплате электронным проездными билетом и наличной денежной оплате.

Обратимся к опыту других регионов в части изменения тарифной политики, в частности к опыту Тульской области (следует в т.ч. рассматривать Постановление Правительства Тульской области от 31.10.2014 № 542 «Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и стоимости месячных проездных билетов» [4]).

В рамках реализации схожего проекта в Тульской области можно выделить следующие моменты:

  • дифференциация тарифа для электронной оплаты проезда и наличной денежной оплаты проезда в сторону снижения стоимости проезда при оплате электронным билетом;
  • дифференциация тарифа для различных видов проездных билетов (проездной билет на определенный период действия без ограничения количества поездок и проездной билет с фиксированным количеством поездок);
  • дифференциация тарифа для проездных билетов на определенный период действия без ограничения количества поездок для физических и юридических лиц в сторону снижения стоимости проезда для физических лиц;
  • дифференциация тарифа при осуществлении наличного денежного расчета во временном интервале (с 23-00 до 5-00 часов с пятницы на субботу и с 23-00 до 5-00 часов с субботы на воскресенье стоимость оплаты проезда увеличивается).

Из проведенного анализа опыта изменения тарифной политики Тульской области можно сделать следующий вывод: стоимость оплаты проезда с помощью электронного проездного билета снижена по сравнению с наличной денежной оплатой проезда, не подвержена изменениям во временном интервале, и направлена на популяризацию электронного проездного билета.

На сегодняшний день в нашем регионе существует ряд предложений, требующих решения на уровне курирующего органа власти, одним из которых является изменение тарифов оплаты проезда на общественном пассажирском автомобильном транспорте.

Таким образом, проект по внедрению электронных проездных билетов перспективен, требует развития в рамках совместных консолидированных усилий заинтересованных участников проекта по решению проблемных вопросов и вопросов технического характера. Внедренная и развитая КАСОП является примером социально-значимого «видимого для населения», и потому широко обсуждаемого в перспективе, ИТ-проекта.

 

Список литературы

  1. FAQ Hard [Электронный ресурс]. URL: https://faqhard.ru/base/17/01.php;
  2. Рамблер/Финансы [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/sovety/onlayn-platezhi/lovi-volnu-kak-rabotayut-paywave-i-paypass/.
  3. Национальная система платежных карт [Электронный ресурс]. URL: http://www.nspk.ru/about/.
  4. Постановление Правительства Тульской области от 31.10.2014 № 542 «Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и стоимости месячных проездных билетов» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/423846100.