Перейти к основному содержанию
ИТарктика
УДК 004.9
Попов Д. А.
Государственное образовательное учреждение высшего образования Коми республиканская академия государственной службы и управления
Опыт разработки решений обеспечения комплексной безопасности северных и арктических регионов Республики Коми и России
Аннотация:

В статье представлена концепция создания системы коллективной комплексной безопасности на территории с низкой плотностью проживания людей. Как правило это сельские местности северных и арктических территорий Российской Федерации. Концепция имеет конкретное техническое воплощение в виде системы комплексной безопасности «Купол» и частично апробирована в муниципалитетах Республики Коми.

Ключевые слова: Система, безопасность, «Купол», Арктика, население..

В современных социально-экономических и технологических условиях одной из первостепеннейших задач минимизации падения уровня жизни и экономического развития становится оптимизация имеющихся ресурсов, их максимально эффективное использование и кооперация в работе со всеми субъектами хозяйственных отношений.

Неутешительный опыт [1] выстраивания работы, в частности, в сфере пожарной безопасности, традиционным способом [2] без привлечения инновационных разработок, можно считать частичным подтверждением необходимости модернизации современных информационно-коммуникационных технологий.

Работа основана на системном анализе разнофакторного взаимовлияния объектов исследования и процессов внедрения и использования ИКТ-технологий. В качестве основного подхода автором используются теоретические и статистические методы исследования, основанные в большей части на анализе первоисточников. Одним из ключевых методов является опрос субъектов взаимодействия, ограниченных предметом исследования, а также моделирование.

Говоря о комплексной безопасности сельских поселений, стоит отметить, что одной из особенностей сельских поселений Республики Коми является их большая удаленность от административных центров. Не имея должной технологической инфраструктуры, устаревшие телекоммуникационные системы не способны обеспечивать даже относительно равный уровень доступа к ИКТ как, например, в большей части городов России.

В удаленных районах Республики Коми слабо развита система телекоммуникации, что приводит к стагнации процессов ввода современных технологических решений. Отсутствие не только широкополосного интернета, но даже и мобильной связи (GPRS, 2G, 3G, 4G и т.д.) значительно сокращают число возможных технологических решений и в то же время значительно удорожают существующие.

Одним из основных факторов привлекательности жизни на селе является развитая инфраструктура социальных и культурных объектов. Даже при наличии минимума данных факторов стоит задача как их поддержания в работоспособном состоянии, так и их сохранения. Поскольку большинство сельских частных, коммерческих и социальных зданий выполнены из горючих материалов и с учетом удаленности от пожарных подразделений, любая задержка по прохождению тревожного сообщения (вызову пожарной охраны) приводит к полному уничтожению как самого здания, так и соседних сооружений. В такой ситуации необходима эффективная система обеспечения в первую очередь пожарной безопасности.

Ключевое значение для сохранения социально-значимой инфраструктуры имеет оперативность реагирования на чрезвычайное событие. Одним из стратегических направлений работы органов власти в данной сфере может стать создание систем коллективной безопасности сельского поселения.

Основными звеньями системы коллективной безопасности являются местная (сельская) добровольная пожарная команда, администрация поселения, руководство социально-значимых объектов. Для объединения усилий (в процессе оповещения, реагирования и устранения последствий ЧП) всех сторон необходимо применение современных информационно-коммуникационных технологий.

На реализацию данной задачи направлена работа органов муниципальной и региональной власти. Так, например, в части ИКТ, в соответствии с концепцией развития информационного общества [3] минимальным требованием к общеобразовательным учреждениям и почтовым отделениям сельских поселений является обеспечение доступа к сети широкополосного Интернета. Относительно активнее в населенных пунктах развивается система мобильной связи. 

Тем не менее имеющаяся инфраструктура не способна обеспечить выполнение вышеуказанных задач или без значительных финансовых затрат на развитие ИКТ-инфраструктуры, базирующейся на уже испытанных технологиях, или без внедрения инновационных и организационных решений.

Суть проблемы коллективной безопасности заключается в определении комплексного системного подхода и учета всего множества угроз и опасностей, а также мероприятий по их предупреждению или, иными словами, - по снижению рисков.

Что касается технологий, то их спектр и технологический уровень довольно объемны.

Органами местного самоуправления поэтапно создается современная информационная и телекоммуникационная инфраструктура для предоставления на ее основе качественных услуг населению, а также для обеспечения высокого уровня доступности информации и технологий для граждан и юридических лиц.

Оценка текущего уровня развития ИКТ в органах местного самоуправления сводится скорее к наличию определенных баз знаний по их работе, в том числе и в сети Интернет. Декларируемые мероприятия, направленные на повышение эффективности применения ИКТ сильно ограничены для глав муниципалитетов в виду централизации данных процессов на Министерстве массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми. О чем, например, свидетельствует и Государственная программа Республики Коми «Информационное общество» [4], в рамках которой выделяемое финансирование на 3 года (2013-2015) составляет более 1 млрд. рублей. На сегодняшний день проблемы развития ИКТ-инфраструктуры, непосредственно не связанные с осуществлением работы органов власти, на селе решены крайне слабо.

Если отвлечься от утверждения, что всё должна сделать власть, то можно обозначить проблему иначе. Безопасность населения от любых угроз напрямую связана с готовностью самого населения к оперативным действиям в конкретных случаях ЧС. Это и есть принцип партнерства: население выполняет работу, власть – обеспечивает эту работу ресурсами и т.п.

В 2013 году инициативной группой (авторский коллектив: Будрин А.М., Инейкин С.Е., Попов Д.А., Чешков А.А.) при поддержке ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления» было сформулировано техническое задание (ТЗ), на основании которого была разработана система коллективной комплексной безопасности социально-значимых объектов, сельских поселений и малых городов. За счет технических особенностей системы появилось название – «Купол».

Уникальность разработки заключается в том, что объектовый прибор системы Купол не только обеспечивает безопасность объекта, где установлен, но и работает в режиме базовой станции (БС) системы Купол и за счет радиорасширителя создает зону безопасности в радиусе до 8-12 км от базовой станции (в зависимости от рельефа местности).

То есть при установке базовой станции, например, на сельской школе (см. рисунок 1), можно обеспечить контроль систем безопасности (датчики дыма, температуры, утечки воды и т.п.) как здания самой школы, так и в радиусе до 12 км подключать другие объекты, например, сельские клубы, ФАПы, библиотеки, спортзалы, частные и коммерческие объекты.

klj

Так же, при использовании системы «Купол», можно организовать дистанционный мониторинг состояния различных устройств и приборов (систем охраны, контроля доступа, утечки газа, протечки воды, затопления, контроля тепло- и электроснабжения, контроля температурного режима, состояния тревожных кнопок). Можно организовать снятие показаний с приборов учета и др. То есть на базе системы Купол можно развернуть информационно-аналитический комплекс, более известный как «Умный дом».

Так как на одну базовую станцию можно подключать до 1000 абонентских радиомодулей, установленных как на частных (квартиры, гаражи, дачи), так и на коммерческих объектах (магазины, склады, фермы), при использовании системы Купол появляется возможность распределить финансовую нагрузку на всех участников коллективной системы безопасности сельского поселения.

Таким образом, удается создать локальные зоны безопасности на больших территориях (см. рисунки 2 и 3)

oij

Благодаря разработанной системе «Купол» возможно разворачивать «купольные» системы безопасности на различных территориях.

В плотной городской застройке система позволят установить ряд базовых станций, которые способны принимать сигналы с передающих устройств (например, сигнализация, тревожная кнопка и пр.), обрабатывать их в соответствии с утвержденным протоколом и, при необходимости, ретранслировать конечному получателю как команду или сообщение на информационно-коммуникационное устройство (диспетчерский пульт, персональный компьютер, мобильный телефон и пр.). И уже через базовые станции осуществлять непрерывный сбор и анализ получаемых данных.

x

Система Купол строится на открытой платформе и разработчики системы заинтересованы в интеграции системы Купол со всеми изделиями российских разработчиков и отечественных производителей систем безопасности (Болид, Альтоника, ТЕКО, Сибирский арсенал, Ритм и др.)

В настоящий момент дорабатывается технология обеспечения радиоканальной связи между БС на расстоянии 70 км., что позволит объединять БС удаленных сельских поселений (с их активными радиомодулями) в единую радио-коммуникационную сеть (см. рисунки 4 и 5).

tyu

Так как система Купол выполнена полностью на базе отечественных устройств и приборов, а также функционирует при поддержке российского программного обеспечения, уровень зависимости системы Купол от импортируемой продукции минимален. Соответственно, система Купол может выступать в качестве одного из элементов комплекса национальной гражданской обороны.

В соответствии со ст. 19, 36 Федерального закона «О пожарной безопасности» [5] на органы местного самоуправления возложены полномочия и обязанности по обучению населения мерам пожарной безопасности. Для проведения обучения населения в каждом органе местного самоуправления должно быть принято соответствующее постановление. А в случае наличия комплексных систем обеспечения безопасности - привлечение структур, их обслуживающих. Это позволит не только обеспечить минимальный уровень подготовки, но и познакомить руководство и инженерный состав, то есть лиц, отвечающих за безопасность населения, с возможными «слабыми» местами системы или обслуживаемой инфраструктуры – получить обратную связь от населения.

На сегодняшний день многие здания, особенно с массовым пребыванием людей, оснащены системой пожарной сигнализации. Однако в большинстве случаев сигналы пожарной тревоги, генерируемые пожарной сигнализацией, требуют передачи сообщения о пожаре на пульт «01» силами персонала, а, значит, в экстренной ситуации оперативность прибытия пожарных служб на помощь зависит, в первую очередь, от «человеческого фактора», что может привести к серьезным последствиям [6].

Подводя итог, стоит отметить наличие большого ряда проблем, связанных с обеспечением как пожарной, так и иной безопасности населения. Потребность, равно как и потенциал, муниципальных учреждений в создании системы коллективной комплексной безопасности сельских поселений есть. Однако имеющиеся нормативные требования и существующая инфраструктура свидетельствуют как о необходимости поиска новых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих задействовать имеющиеся ресурсы и развернуть системы комплексной коллективной безопасности в муниципалитетах Республики Коми, так и о нормативно-структурных изменениях в принципиальном подходе органов власти к обеспечению коллективной безопасности населения. В частности, система «Купол» свидетельствует о возможности объединения ИКТ-технологий и эффективного управления в задачах создания систем комплексной безопасности и сокращения бюджетных затрат, что особенно актуально на территориях с низкой плотностью населения северных и арктических территорий Республики Коми и России.

Список литературы

  1. В детских садах и школах Коми отсутствовали системы пожарной сигнализации [Электронный ресурс] //Северинформ : информационно-аналитическое агентство. – Режим доступа:  http://www.severinform.ru/?page=newsfull&date=30-06-2015&newsid=230780.
  2. Глава Коми потребовал усилить меры привлечения молодых педагогов . [Электронный ресурс] //Северинформ : информационно-аналитическое агентство. – Режим доступа: http://www.severinform.ru/?page=newsfull&date=24-05-2013&newsid=186337.
  3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы   [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента РФ 09.05.2017 № 203 // СПС «КонсультантПлюс».
  4. О Государственной программе Республики Коми «Информационное общество» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Респ. Коми от 28 сент. 2012 г. № 423// СПС «КонсультантПлюс».
  5. О пожарной безопасности [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 дек. 1994 г. №69-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

References

  1. In kindergartens and schools of the Komi Republic there was no fire alarm system [Electronic resource] //SeverInform : information-analytical Agency. – Mode of access: http://www.severinform.ru/?page=newsfull&date=30-06-2015&newsid=230780.
  2. The head of the Komi Republic demanded to strengthen measures to attract young teachers . [Electronic resource] //SeverInform : information-analytical Agency. – Mode of access: http://www.severinform.ru/?page=newsfull&date=24-05-2013&newsid=186337.
  3.  Strategy of information society development in the Russian Federation for the years 2017-2030 [Electronic resource] : approved. By the decree of the President of the Russian Federation 09.05.2017 No. 203 // ATP "Consultant".
  4.  3. On the State programme of the Republic of Komi "Information society" [Electronic resource] : decree of the Government Resp. Komi Republic dated 28 Sept. 2012 № 423// ATP "Consultant".
  5. On fire [Electronic resource] : Feder. act of 21 Dec. 1994 №69-FZ // ATP "Consultant".