Перейти к основному содержанию
ИТарктика
06.05.2019

Мессенджеры: по новым правилам

5 мая в России вступили в силу новые правила идентификации пользователей мессенджеров по номеру телефона. Соответствующее постановление правительства было опубликовано 6 ноября 2018 года.

Теперь российским пользователям необходимо будет подтвердить, что им принадлежит используемый ими номер телефона. Во время процесса идентификации мессенджер будет направлять сотовому оператору запрос, чтобы узнать, есть ли абонент в базе данных. У оператора будет 20 минут на то, чтобы предоставить ответ, пишет Habr.

В случае успешной идентификации (получении положительного ответа о наличии абонента в базе данных) в базу данных сотовых операторов вносится информация о том, в каком приложении переписывается клиент. Мессенджер также присвоит пользователю уникальный код идентификации.

В случае не получения данных в течение 20 минут или получения информации об отсутствии абонента в базе данных, мессенджер обязан не допускать возможность передачи электронных сообщений.

Если пользователь расторгает договор с оператором связи, то мессенджер должен быть уведомлен об этом в течение суток. После этого мессенджер должен провести повторную идентификацию пользователя. Это должно быть произведено в течение 20 минут после получения уведомления о расторжении договора. В случае, если пользователь меняет номер телефона, то должен пройти идентификацию снова.

Российские мобильные операторы сообщили, что готовы исполнять новые требования властей. Представители Facebook (включая Facebook Messenger), WhatsApp, Instagram и Viber не ответили на запрос журналистов о том, готовы ли они исполнять новые требования.

Как поясняет Forbes, в постановлении правительства уточняется, что мессенджеры будут проверять номера, на которые пользователи регистрируют аккаунты, запрашивая данные у сотового оператора. А операторы имеют права выдавать сим-карты с новыми номерами только по паспортным данным.

На сайте Госдумы уточняется, что идентификация нужна, «чтобы предотвратить анонимное использование мессенджеров, которое мешает расследовать преступления». Теперь владелец сервиса сообщений должен не просто выслать подтверждающий код (что делали ранее многие программы), но провести эту операцию через оператора, чтобы зафиксировать информацию о том, кому принадлежит аккаунт в мессенджере.

«В “ВымпелКоме” разрабатывается решение, которое, на наш взгляд, позволит технически исполнить требование законодательства. Но для того, чтобы решение соответствовало всем требованиям, необходимо обязательное участие мессенджеров, с их стороны к нам пока запросов не поступало», — сообщили Forbes в пресс-службе оператора. Однако, без сотрудничества с мессенджерами система не будет работать.

Кроме того, в постановлении не уточняется, как идентифицировать пользователей корпоративных сим-карт и пользователей иностранных операторов. Первые записаны на компанию, а вторые не всегда могут передавать данные о пользователях.

Например, возникают вопросы по соблюдению GDPR — законодательства ЕС, по которому данные граждан должны обрабатываться на территории союза. Если же для иностранных граждан сделать исключения (в текущем постановлении нет уточнений о гражданстве), то желающие уклониться от идентификации могут воспользоваться «туристическими сим-картами».

Впрочем, не все мессенджеры войдут в эту категорию. Например, Skype по-прежнему не требует сотовый номер для регистрации в сервисе. Есть и обратная ситуация. Павел Дуров неоднократно заявлял, что не будет сотрудничать с российскими властями. При этом ему удается обходить блокировки Роскомнадзора и избегать удаления Telegram из магазинов приложений Apple Store и Google Play. Таким образом, использование одного из самых популярных мессенджеров по-прежнему остается анонимным.

Источник - Компьютерра

Фото - unsplash.com