Перейти к основному содержанию
ИТарктика
УДК 004.822
Тентюков Андрей Михайлович
Главный специалист отдела внедрения и развития интеллектуальных аналитических систем, Государственное автономное учреждение
Республики Коми «Центр информационных технологий»
a.m.tentyukov@cit.rkomi.ru
Обратная разработка риска в государственном управлении для задач машиночитаемой онтологии типа OWL 2
Аннотация:

В статье приведен обзор способов и инструментов мониторинга и анализа ситуации социально-экономического и общественно-политического положения дел на примере Республики Коми с учетом машиночитаемой онтологии типа OWL 2 для графовых No-SQL баз данных (баз знаний) в свободно распространяемой графической пользовательской оболочке Gruff к ядру графовой базы данных AllegroGraph.

Ключевые слова: обратная разработка, анализ рисков, жизненный цикл проблемы, регионоведение, рейтинги, онтология..

Введение

С 2012 года отделом внедрения и развития интеллектуальных аналитических систем ГАУ РК «ЦИТ» проводятся научные изыскания и практические эксперименты, направленные на повышение эффективности комплексной работы с информацией путем автоматизации, конечной целью которой является использование искусственного интеллекта. Комплекс работ включает в себя сбор информации, ее обработку (систематизация, структурирование, анализ, выводы и рекомендации) на заданные темы с заданных источников, выполняемый машинным и ручными способами.

В ходе проведенного в 2016 году исследования естественного и машиночитаемого формата семантической онтологии типа OWL 2 для графовых No-SQL баз данных (баз знаний) на примерах тем переработки отходов и управления имуществом выяснилось, что естественное логическое структурирование данных, используемое в классификаторах, нормативных актах, и машиночитаемая онтология не всегда совпадает, что является существенным препятствием для построения баз знаний. Для исправления ситуации для машинописной онтологии была составлена своя структура взаимосвязей (триплетов), определены наименования свойств, классов и конкретных значений (индивидуалов). Основой для структуры послужила общеупотребительная схема описания событий, такой, какой ее видят в реальной жизни участники событий. Далее по структуре машиночитаемой онтологии в свободно распространяемой графической пользовательской оболочке Gruff к ядру графовой базы данных AllegroGraph были составлены экспериментальные звенья баз знаний. По завершению работ были получены экспериментальные звенья тематических баз знаний на тему имущества и безопасности правопорядка.

Следующим этапом исследований предстояло расширить и укрупнить тематики, а также выбрать основу построения моделей анализа.

В ходе работы отдела по отслеживанию позиций Республики Коми в федеральных рейтингах за период с 2014 по настоящее время тематики были расширены до тех, которые охватывает Ситуационный центр главы Республики Коми в рамках мониторинга и прогнозирования социально-экономического и общественно-политического положения дел в каждом городе и районе республики. При этом экспертная оценка положения дел проводится с учетом компетенций, получаемых в вузах по направлениям "Регионоведение России" (41.03.02) [6], "Зарубежное регионоведение" (41.03.01) [7] (ОПК-4). За основу модели анализа взят анализ проблемной ситуации, под которой понимается некий сбой в производственной цепочке отрасли (компании).

В настоящей статье частично описан очередной этап исследований и практических экспериментов — модель процесса решения проблемных ситуаций ("жизненный цикл проблемы") в области государственного управления и региональной политики на примере Республики Коми.

1. Жизненный цикл проблемы в управлении государством

Согласно Федеральному закону от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в управлении государством существенную роль играют такие элементы, как целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование (программная деятельность). [9]

Рассматриваемая в данной работе модель процесса решения проблемных ситуаций ("жизненный цикл проблемы") в большей степени относится к прогнозированию в части рисков и угроз социально-экономического развития региона.

По выявленным рискам и угрозам формируются первичные рекомендации по своевременному принятию мер по их предотвращению для следующего этапа управления, планирования. Меры по ним направлены на устранение причин таковых рисков и угроз и условий, им способствующих, по аналогии с устранением прокуратурой допущенных нарушений закона. [8]

2. Событие негативного характера как риск

Для целей очередного этапа исследований под риском (по ГОСТ Р ИСО 31000:2010, стр. 9) понимается положительное или отрицательное влияние неопределенности на цели, исходящее от обстоятельств, ситуаций и событий, причин и последствий событий. [1]. Целями являются ожидаемые достижения, заявленные, как минимум, в государственных программах. Рассматривается события (риски) негативного характера, хотя для оценки ситуации в Республике Коми и других регионах федеральными рейтингами используются и события положительного характера.

Так, эксперты ежемесячного федерального Рейтинга социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации от Фонда "Петербургская политика" [4], анализируя другие регионы, в качестве событий негативного характера в 2017 году выделили следующие:

  • Политические — судебные иски к властям от депутатов и населения, уголовное преследование глав муниципалитетов и высших должностных лиц, конфликты ветвей власти между собой и внутри себя, отставки в муниципальных и региональных органах власти, этически неприемлемые со стороны населения ошибки властей, критика региональных властей со стороны федеральной власти, недостаточное сотрудничество федеральных и региональных учреждений, обращение населения к федеральным властям в обход муниципальных и региональных институтов, некачественная работа органов власти (выговоры, срывы мероприятий), препятствия со стороны властей в предоставлении субсидий предпринимателям, митинги КПРФ и ЛДПР.
  • Экономические — нарушения трудового законодательства (забастовки, невыплата заработной платы, бесплатный труд) и массовые сокращения, банкротство крупных работодателей и инвесторов, риски разорения многих предпринимателей ввиду жесткого налогового регулирования, вывод предприятий в режим неполной занятости, нарушение санитарных норм.
  • Финансовые — отказы от федерального финансирования, препятствия со стороны властей в предоставлении субсидий предпринимателям.
  • Социально значимые — акции протеста обманутых дольщиков и местных жителей, избиение и иное давление на экологических и правозащитных активистов, межэтнические конфликты, конфликты и самоуправство в вузах и иных значимых учреждениях региона, жалобы родителей на обязательное обучение национальному языку в детских садах, митинги против строительства мусоросжигательных заводов, низкие показатели различных рейтингов (резкий спад, последние места).
  • Промышленные — нарушения и сбои в ходе строительства крупных объектов регионального и федерального значения, срыв сроков запуска крупных проектов и контрактов, приостановка инвестиционных проектов с иностранным финансированием.

Экспертами федерального ежемесячного Рейтинга влияния глав субъектов РФ от Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) [3], о Республике Коми в декабре 2017 года в качестве рисков (событий негативного характера) отметили акции "недели протеста" под лозунгами выражения недоверия властям региона.

3. Обратная разработка риска

В рамках мониторинга и прогнозирования социально-экономического и общественно-политического положения дел в каждом городе и районе республики происходит обратная разработка риска, при которой риск выявляется, оценивается его влияние и готовятся решения по его нейтрализации. При этом используются такие инструменты, как ценностное программирование ситуации и оценка жизненного цикла проблемы.

3.1. Ценностное программирование ситуации

В ходе очередного этапа исследований в основу жизненного цикла проблемы вложено ценностное восприятие окружающего мира. Выбор такой основы обусловлен тем, что понятия ценностей, духовных скреп, на страже которых стоит государство, комплексно раскрываются в различных стратегических документах, используемых в государственном управлении (международные договора, доктрины, концепции, государственные программы). Возникновение, изменение и прекращения проблемы происходит путем "ценностного (пере)программирования ситуации". Направление программирования — от негативного к позитивному.

При этом ценностью считается долженствующий порядок вещей в определенной сфере жизни, подходящий для конкретной социальной группы и отличающаяся от антиценности (противоположности) согласно каталогизации, принятой в этой группе ("что такое хорошо и что такое плохо", например, для чиновников, сельчан, преступников, пенсионеров, подростков, охотников, живодеров и пр.). Сохранение и развитие некоей ценности (ценность – то, что нельзя потерять) есть мотивация к поступку, т.е. понимание и способность о том, что и как сделать, чтобы не потерять ценность. На примере светского государственного управления "истинные ценности" прописаны в различных стратегических документах (международных договорах, доктринах, концепциях, государственных программах, манифестах, резолюциях и пр.).

Для устойчивого государственного управления важно, чтобы большинство социальных групп в своих действиях следовали одним и тем же ценностям, причем чем больше в таковых истинных или приближенных к истине, т.е. наименее противоречивых, ценностей с точки зрения Священных Писаний (Торе, Библии, Корану) и сформированных на их основе светских стратегических и нормативных документов, тем лучше.

Проблема — это результат, который возникает на некотором этапе нормального течения дел, когда (очередной) участник события совершает поступок, основанный на антиценности или просто другой ценности, существенно отличающейся от первоначальной. Соответственно, решение проблемы — это формирование благоприятных обстоятельств и приятие мер по созданию поступков участников, основанных на первоначальных ценностях, уход от антиценностей (неподходящих ценностей).

Событие состоит из поступков участников, из событий формируются ситуации, из ситуаций — явления, позитивные или негативные (безработица, коррупция и пр.). Есть ценность, есть мотивация по ее сохранению, есть поступок, есть ситуация, есть явление. Зная ценность, можно сформировать определенную модель поведения, равно как и наоборот, от явления прийти к ценностям.

Таким образом, при обратной разработке риска имеющиеся обстоятельства, ситуации и события, причины и последствия событий в жизни региона исследуются на предмет того, какие государственные и персональные ценности были вложены их участниками и на каких этапах производственной цепочки государственного управления произошли сбои.

В результате определяется негативный или позитивный вес событий, предлагаются меры по снижению риска для региона, содержащие более надежные, более приближенные к истине ценности из стратегических документов, ранее накопленного позитивного государственного и личностного опыта.

3.2. Оценка жизненного цикла проблемы

Фактическая оценка ситуации происходит следующим образом.

Событие рассматривается одновременно в четырех смысловых пространствах с учетом временных интервалов: территория, участники, сферы жизни региона, факторы производственной цепочки. При этом принимаемые, принятые и планируемые аварийные меры по управлению ситуацией (выходу ситуацией из кризиса) выводятся отдельно, хотя при нормальном течении дел меры считаются плановыми, заложены в государственные программы, приоритетные проекты и пр, и являются логической частью такого элемента производственной цепочки, как производственные процессы.

Под территорией понимается физическое место события согласно классификационным справочникам с учетом наименьшего и наибольшего объекта ("помещение, здание, улица, микрорайон, населенный пункт, муниципалитет, регион, страна"). Наименьшие объекты имеют вес в наиболее ярких случаях (очередное ДТП в "долине смерти", аварийный многоквартирный дом и пр.).

Под участниками понимаются персоны и организации, в т.ч. и коллегиальные органы, которые своими словами и поступками создают, изменяют и прекращают событие. Под организацией рассматриваются все формы согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ). Как отмечается во введении к классификатору, объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству. [2].

Сферы жизни региона. В настоящей работе для целей государственного и муниципального управления используются 7 сфер жизни, основанные на классификации видов экономической деятельности (ОКВЭД), отраслях, и сфер ответственности органов законодательной и исполнительной власти: политическая, экономическая, финансовая, социальная, промышленная, сельское хозяйство, охрана окружающей среды.

Такая классификация позволяет определить, в чьей сфере ответственности событие находится и на какую тему событие формирует ситуацию. Тема события может как совпадать с темой ситуации, так и отличаться от нее. Во втором случае событию присваивается та тема (контекст), которая наиболее ярко проявляется. Например, строительство теплицы в Сосногорске, как инвестиционный проект, относится к промышленности (по сфере ответственности Минпрома Коми), однако операционная деятельность теплиц (допустим, ООО "Пригородный" в Сыктывкаре, или той же Сосногорской теплицы уже после завершения этого проекта, как инвестиционного) относится уже к сфере сельского хозяйства.

Отдельным блоком стоит имидж региона, который отражается в федеральных рейтингах, а также в оценке эффективности деятельности органов власти согласно «президентским показателям» оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [5]. Несмотря на то, что у каждого федерального рейтинга есть своя методика, по которой можно понять ход мыслей экспертов, расчетов, для чистоты эксперимента зачастую необходимо формировать свою систему оценки событий.

Факторы производственной цепочки. В целом, рассматриваются четыре сводных фактора, характерные и для региона, и для конкретной организации – инфраструктура, персоны и организации (или участники цепочки), финансы, производственные и технологические процессы.

Под инфраструктурой понимаются движимое и недвижимое имущество, сооружения, инструменты (мероприятия и пр.). Участники – все действующие лица. Фактор «персона» присваивается событию в том случае, если именно на нее идет основной упор. Например, монди профинансирует строительство школ.

Финансы – основной упор в событии на финансирование от участников на инфраструктуру, т.е. в сообщении упоминается суммы и денежные потоки. Без упоминания сумм и потоков или их малой (меньшей) значимости перед другими факторами событие квалифицируется всеми остальными факторами.

Процессы включают в себя соблюдение или несоблюдение различных нормативных актов, регламентов, нормативов ГОСТов, СанПиНов, СНИПов и пр., необходимых для успешного и бесперебойной организации производства товаров и оказания услуг.

Заключение

В Республике Коми в области государственного управления и региональной политики проводится ежедневный мониторинг социально-экономического и общественно-политического положения дел в каждом городе и районе республики.

В ходе мониторинга происходит обратная разработка риска, при которой риск выявляется, оценивается его влияние и готовятся первичные решения по его нейтрализации. При этом используются такие инструменты, как ценностное программирование ситуации и оценка жизненного цикла проблемы.

Влияние рисков оценивается с учетом опыта ежемесячных федеральных рейтингов, таких как рейтинг социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации от Фонда "Петербургская политика", рейтинг влияния глав субъектов РФ от Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК).

Для принятия мер по нейтрализации рисков имеющиеся обстоятельства, ситуации и события, причины и последствия событий в жизни региона исследуются на предмет того, какие государственные и персональные ценности были вложены их участниками и на каких этапах производственной цепочки государственного управления произошли сбои. При этом учитываются следующие факторы: территория, участники, сферы жизни региона, факторы производственной цепочки, а также различные стратегические документы, используемые в государственном управлении (международные договора, доктрины, концепции, государственные программы), в которых комплексно отражены ценности, духовные скрепы, на страже которых стоит государство.

Мониторинг проводится с использованием логических элементов для их последующего применения в машиночитаемой онтологии типа OWL 2 графовых No-SQL баз данных (баз знаний) в графической пользовательской оболочке Gruff к ядру графовой базы данных AllegroGraph.

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО 31000-2010. "Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 883-ст). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: некоммерческая интернет-версия информационно-справочной системы «Техэксперт», http://docs.cntd.ru/document/1200089640. — (Дата обращения: 20.03.2018).
  2. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОК 028-2012) (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст) (ред. от 12.12.2014) (вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ"). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139192/ – (Дата обращения: 20.03.2018).
  3. Рейтинг влияния глав субъектов РФ от Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) за декабрь 2017 года. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: официальный сайт Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), http://apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=101&ELEMENT_ID=4372. — (Дата обращения: 20.03.2018).
  4. Рейтинг социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации от Фонда "Петербургская политика" за февраль 2018 года (пример). [Электронный ресурс].  — Режим доступа: официальный сайт Фонда развития общественных связей "Петербургская политика", https://fpp.spb.ru/fpp-rating-2018-02. — (Дата обращения: 20.03.2018).
  5. Указ Президента РФ от 14.11.2017 № 548 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". [Электронный ресурс].  – Режим доступа: некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282702/. — (Дата обращения: 20.03.2018).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 "Регионоведение России" (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 554). [Электронный ресурс].  — Режим доступа: некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_219841/ — (Дата обращения: 20.03.2018).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 "Зарубежное регионоведение" (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 553). [Электронный ресурс].  — Режим доступа: некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_219836/ — (Дата обращения: 20.03.2018).
  8. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_262/ — (Дата обращения: 20.03.2018).
  9. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. — Режим доступа: некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/ – (Дата обращения: 20.03.2018).

References

  1. GOST R ISO 31000-2010. "The national standard of the Russian Federation. Risk management. Principles and guidance ". [Electronic resource.] — Mode of access: Internet version of non-commercial information reference system "Techexpert", http://docs.cntd.ru/document/1200089640. (Date of access: 20.03.2018).
  2. The all-Russian classifier of organizational and legal forms (OK 028-2012). [Electronic resource.] — Mode of access: non-commercial Internet version of ConsultantPlus, http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_139192/ (Date of access: 20.03.2018).
  3. Rating of influence of heads of regions of the Russian Federation from the Agency for political and economic communications (APEC) for December 2017. [Electronic resource.]  — Mode of access: official website of the Agency for political and economic communications (APEK), http://apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=101&ELEMENT_ID=4372. (Date of access: 20.03.2018).
  4. Rating of social and political stability in all regions of the Russian Federation from the Fund "Petersburg policy" for February 2018 (example). [Electronic resource.]  — Mode of access: official site of Fund of development of public relations "The Petersburg Policy", https://fpp.spb.ru/fpp-rating-2018-02. (Date of access: 20.03.2018).
  5. The decree of the President of the Russian Federation from 14.11.2017 No.548 "About the estimation of efficiency of activity of Executive authorities of the regions of the Russian Federation". [Electronic resource.]  – Mode of access: non-commercial Internet version of ConsultantPlus http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282702/. (Date of access: 20.03.2018).
  6. The all-Russian educational standard of the higher education - the bachelor's degree in the direction of training (41.03.02) "Regional Studies of Russia" (it is approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of June 15, 2017 No.554). [Electronic resource.]  — Mode of access: non-commercial Internet version of ConsultantPlus, http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_219841/ (Date of access: 20.03.2018).
  7. The all-Russia educational standard of higher education - the bachelor degree in the direction of training (41.03.01) "Foreign regional studies" (approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of June 15, 2017 No.553). [Electronic resource.]  - Access mode: non-commercial Internet version of ConsultantPlus, http://www.consultant.ru/document / cons_doc_LAW_219836 / - (Date of access: 20.03.2018).
  8. The Russia's Federal Law No.2202-1 of 17.01.1992 (amended on 31.12.2017) "On Prosecutor's office of the Russian Federation". [Electronic resource.] — Mode of access: non-commercial Internet version of ConsultantPlus, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (Date of access: 20.03.2018).
  9. The Russia's Federal Law No.172-FZ of 28.06.2014 (as amended on 31.12.2017) "On strategic planning in the Russian Federation". [Electronic resource.] — Mode of access: non-commercial Internet version of ConsultantPlus, http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/ (Date of access: 20.03.2018).