Перейти к основному содержанию
ИТарктика
УДК 005
Жиляев Дмитрий Витальевич
консультант управления методологии развития электронного правительства Республики Коми, Государственное автономное учреждение Республики Коми «Центр информационных технологий» (ГАУ РК «ЦИТ»)
Методологическая деятельность в построении электронного правительства Республики Коми
Аннотация:

В статье рассматривается методологическая деятельность в рамках построения электронного правительства Республики Коми, описывается роль методологии в разработке концептуальных идей создания республиканской ИТ-архитектуры, освещается вклад методологов в конкретные проекты по информатизации Республики Коми.

Ключевые слова: Ключевые слова: методология, электронное правительство, информатизация, государственные услуги, компьютерные информационные технологии..

Любой гражданин государства любит жить в комфорте, получать свои причитающиеся от государства дивиденды. Для него важно, чтобы его права и льготы соблюдались в полном объеме. И мы все, как граждане, хотим иметь возможность без особых проблем заказать и получить любую из предусмотренных для нас государственных услуг, по возможности, не выходя из дома. Мы хотим, чтобы уровень нашего обслуживания со стороны государства совершенствовался, чтобы каждый из нас был на особом счету, и чтобы скорость ответной реакции на наши запросы увеличивалась.

Именно в этом направлении сегодня развиваются механизмы обслуживания граждан во всем мире, и, в частности, в Республике Коми. И если сказать совсем просто, то электронное правительство – это не что иное, как способ общения граждан и государства, при котором используются самые современные информационные технологии для достижения таких положительных эффектов, как:

  • сокращение времени общения гражданина и госслужащего/чиновника;
  • минимизация трудозатрат на обработку запросов граждан и, как следствие, повышение скорости социального обслуживания;
  • достижение максимального комфорта для граждан при заказах услуг и получении результатов (вплоть до того, чтобы получать услугу, не вставая с дивана, и это не шутка).

Основным документом, определяющим стратегию по формированию электронного, открытого и клиентоориентированного правительства, на сегодняшний день является Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [1]. Ключевым направлением программы стало повышение интеракции государственных институтов, то есть обратной связи с организациями и гражданами, степени интерактивности, участия в постановке и поиске решений отраслевых проблем. Дополнительно стоит отметить, что на региональном уровне в Республике Коми существует аналогичная государственная программа [2].

Можно дать несколько определений электронного правительства. Например, в Европейском союзе принято определение, что электронное правительство – это применение в государственных структурах информационно-телекоммуникационных технологий на фоне проведения организационных реформ и формирования у государственных служащих навыков, направленных на улучшение функционирования госструктур и повышение уровня оказываемых ими услуг. Согласно определению, принятому в ООН, электронное правительство – это такое правительство, которое применяет информационно-телекоммуникационные технологии с целью преобразования своих внутренних и внешних взаимоотношений. Известная российская исследовательница И. Бачило определяет электронное правительство как «форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия и исполнения их функциональных обязанностей, оперативности и удобства получения организациями, гражданами и иными физическими лицами государственных услуг и информации о деятельности государственных органов» [3].

С одной стороны, необходимо понимать, что создание электронного правительства не меняет саму суть существующих процессов государственного обслуживания, которые уже заложены и закреплены нормативно (например, функции и задачи органов государственной власти). С другой стороны, на технологическом уровне изменяются методы обработки запросов граждан, способы подачи заявлений на получение услуг, расширяется перечень информационных и интерактивных сервисов, доступных для граждан (ведь так удобно получать всю необходимую информацию из сети «Интернет» прямо с домашнего компьютера, обращаться в орган власти, не вставая со стула и т.д.).

В этом и кроется вся сложность и вся особенность построения электронного правительства – разработать и внедрить информационные компьютерные технологии в деятельность государственного аппарата так, чтобы не разрушить существующих норм и правил, но при этом улучшить их функциональное исполнение. Чтобы гражданин мог получить всю социально значимую информацию через сеть «Интернет», чтобы любую из услуг он мог заказать не только в органе власти, ее предоставляющем, но и в центрах «Мои Документы» (МФЦ) или с домашнего компьютера, чтобы он получал на электронную почту уведомления об оказанных услугах и т.п.

Бездумное внедрение информационных технологий, так называемая информатизация ради информатизации, практически с полной гарантией приводит к полному краху ИТ-проектов. Когда процессы государственной деятельности автоматизируются и компьютеризируются порознь, это не способно никоим образом привести к достижению положительных эффектов, перечисленных выше. В итоге создаются отдельные, не взаимодействующие между собой, сегменты информационной среды государственного аппарата, которые не то что не улучшают его функциональность, а создают дополнительные проблемы для его работы и создают административные барьеры. О каком, в таком случае, построении мощного востребованного электронного правительства может идти речь!

Подобный стиль ИТ-архитектуры (логики, связывающей в одно целое структуру государственного аппарата, архитектуру данных, прикладную и техническую составляющие) справедливо назван «лоскутным одеялом» и возник он исторически первым. Основной признак «лоскутного одеяла» – это большая избыточность данных, их дублирование в различных системах и приложениях («лоскутах»). При этом, механизмом интеграции данных являются межличностные связи, что вполне может быть характерным для бизнес-структур, но является нежелательным для государственного аппарата, ведь любые проблемы с лояльностью и связями при такой ИТ-архитектуре моментально сказываются на качестве обрабатываемых данных и, соответственно, на качестве нашего с вами обслуживания.

Министерство массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми – орган исполнительной власти, реализующий построение электронного правительства в нашей республике, и его руководство с самого начала понимало эти простые истины и фундаментальные основы информатизации. Поэтому первоосновой начала всех процессов по внедрению компьютерных информационных технологий являлась и является их методологическая проработка, а попросту – грамотное и вдумчивое исследование и серьезная аналитическая работа по разработке эффективной ИТ-архитектуры электронного правительства, определению роли и способов технической реализации его отдельных сегментов (информационных систем).

Управлением методологии Министерства массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми с самого зарождения республиканской информатизации данный процесс всесторонне сопровождался. За несколько лет плодотворной работы было сделано многое, в результате чего Республика Коми сегодня является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по качеству воплощаемых идей, по внедрению информационных технологий в жизнь общества в целом и государственную деятельность в частности, что неоднократно было отмечено победами на общероссийских конкурсах «ПРОФ-ИТ»:

  • Системный проект на создание автоматизированной системы «Учет и управление объектами государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности (АСУС)» (I место на конкурсе «ПРОФ-ИТ» 2013 года в номинации «IT в сфере обеспечения жизнедеятельности»);
  • реализация проекта «Электронный ЗАГС» в Республике Коми – (II место на конкурсе «ПРОФ-ИТ» 2013 года в номинации «IT в сфере регистрации прав: Информационные системы»);
  • Системный проект «Информатизация здравоохранения Республики Коми на период 2011-2020 годы» (II место на конкурсе «ПРОФ-ИТ» 2013 года в номинации «IT в социальной сфере. Концепции и методические разработки»);
  • Единая автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения деятельности органов власти Республики Коми (ЕИАС) (I место на конкурсе «ПРОФ-ИТ» 2014 года в номинации «Системы для внутренней автоматизации: системы сбора, анализа и предоставления данных»);
  • Информационно-аналитическая система прогнозирования, мониторинга лесопожарной обстановки и ликвидации лесных пожаров в Республике Коми (ИАС «Лесные пожары РК») (I место на конкурсе «ПРОФ-ИТ» 2014 года в номинации «IT в безопасности жизнедеятельности»).

Но с чего же нужно было начинать этот глобальный процесс? Такой вопрос и такая задача стояли перед первым составом методологов. Тогда еще не было частных задач по встраиванию новых компьютерных решений в существующую рабочую схему, тогда не было и самой схемы. Необходимы были концептуальные (основополагающие) идеи по построению электронного правительства, нужно было разработать единые стандарты и подходы, чтобы в дальнейшем не получить разрозненные и несшиваемые «лоскуты» информационно-компьютерной среды. При недостаточной проработке данного вопроса Республика Коми могла получить дополнительные проблемы и расходы в процессе создания и дальнейшей эксплуатации единой инфраструктуры электронного правительства, недовольство со стороны населения и работников госсектора.

В первую очередь методологами были разработаны нормативные акты, которые закрепляли понятия и правовые положения, применяемые в процессе информатизации, среди которых Закон Республики Коми «О государственных информационных системах Республики Коми» [4], Постановление Правительства Республики Коми «Об утверждении Положения о регистрации и учете государственных информационных систем Республики Коми» [5] и т.д. Это тот базис, на котором все строится, который регулирует первоосновы. Здесь методологи с ювелирной точностью определили понятия, которые работаю и по сей день, на которые опирается весь процесс информатизации.

Однако все технические аспекты и технологические детали будущего процесса невозможно заложить в законы. Для этого нужны документы стратегического плана – концепции, политики, методические рекомендации и т.д. Разработка таких документов требует большого труда, ведь необходимо учесть все современные подходы в сфере информационных технологий, особенности государственного аппарата Республики Коми, продумать все шаги и этапы становления электронного правительства, его внедрение в жизнь общества и деятельность госслужащих. Процесс информатизации многоэтапный, поэтому необходимо чётко понимать ЧТО, ДЛЯ ЧЕГО, КАК и В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ делать.

Первые редакции основных документов, на которые опираются при информатизации сегодня, были подготовлены и утверждены (кстати, тоже нормативными документами) еще несколько лет назад. Это и Концепция региональной информатизации [6], и Техническая политика Республики Коми в области информатизации, и отраслевые концепции информатизации, и ряд других документов. Все они описывают подходы и методы в отношении внедрения компьютерных технологий, при этом опираются на уже существующий компьютерный парк и технические решения региона с одной стороны и на самые последние достижения в области информационных технологий с другой.

Если же вернуться к стилям ИТ-архитектуры, то можно отметить, что ввиду разнообразия существующих и возможных к существованию в недалёком будущем задач в государственном секторе (диагностика в телемедицине, оперативное управление объектами большой сложности, коллективный анализ данных очень больших объемов и пр.) стиль выстраиваемой ИТ-архитектуры не является строгим, он комбинированный. Все дело в том, что у каждого из основных существующих на настоящее время стилей есть свои слабые и сильные стороны (кстати, в следующем номере журнала будут подробно рассмотрены три основных стиля ИТ-архитектуры), и при использовании какого-либо одного стиля многие задачи могут быть решены неэффективно. И данный нюанс, конечно, был учтен при методологических изысканиях.

Однако задача методологов не исчерпывается созданием обозначенных выше стратегических документов. Компьютерные стандарты, технологии и модели постоянно совершенствуются, меняется нормативное регулирование в сфере компьютерных технологий, достигаются ранее поставленные в рамках создания электронного правительства цели. Как итог, необходим постоянный анализ и контроль ситуации, выпуск новых стратегических документов и актуализация старых. Это еще одна из наисложнейших задач, стоящих перед методологами Министерства массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми.

Все вышеуказанное – это совершенно необходимый фундамент, базис идей, знаний и стандартов для дальнейших действий.

В то же время простой обыватель совсем не в курсе того, существуют ли какие-либо стандарты информатизации, регулируется ли она законодательно. По большому счету, ему это неинтересно и никак не влияет напрямую на его жизнь. Гражданин хочет видеть результат информатизации, «пощупать» его руками, воспользоваться новыми возможностями и остаться при этом довольным.

Создание конкретных информационных систем и «компьютерных помощников» для обработки запросов и обращений граждан основывается на заложенных методологами стандартах, но участвуют ли сами методологи в создании технических решений, в их развитии и внедрении? Безусловно. Ведь разработанные и закрепленные стандарты необходимо грамотно применить на практике при проектировании отдельных сегментов и областей информационной инфраструктуры, при связывании их между собой для создания единой быстродействующей среды. Кроме того, необходимо понять, как со своей стороны автоматизируемый процесс видят работники государственного сектора, какого уровня обслуживания ожидает гражданин. Ведь чтобы программисты могли разработать продукт, применение которого позволит удовлетворить потребности простого гражданина и который окажется незаменим в деятельности чиновника, необходимо собрать множество требований и пожеланий, перевести их на язык «технарей», и только тогда будет возможным начать работу по воплощению задуманного.

В то же время, на всех стадиях разработки и внедрения новых компьютерных продуктов в схему электронного правительства, их интеграции с существующими механизмами, процесс необходимо контролировать, отслеживать, чтобы не было отклонений от задуманного. При этом также проводится анализ на соответствие выработанным и закрепленным стандартам, выявленным потребностям граждан и госслужащих, на совместимость с уже используемыми технологиями. И все это снова работа методологов.

Таким образом, методология информатизации в Республике Коми – процесс многоуровневый и крайне разносторонний, включающий в себя как анализ федерального и регионального законодательства и разработку стратегических документов и стандартов, так и создание технических заданий, сопровождение процессов построения и развития электронного правительства. От общего к частному. А методолог – «боец широкого профиля», понимающий как основы основ информатизации, так и специфику конкретных задач и технологию построения соответствующих решений.

Для того чтобы у гражданина появилась волшебная кнопка «Получить услугу прямо с дивана» и были удовлетворены все его потребности в социальном обслуживании, чтобы чиновник мог помочь гражданину в течение всего пяти минут, чтобы работал весь механизм электронного правительства, обеспечивающий это, необходимо поэтапно и вдумчиво пройти долгий путь от разработки применяемых основ и стандартов до внедрения конкретных технических решений и продуктов.

Таковы непростые интеллектуальные задачи, которые стоят перед методологией и методологами Министерства массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми, справляться с которыми помогает симбиоз аналитического ума и способностей к творчеству. Именно способностей к творчеству, ведь процессы в различных сферах жизни общества обладают своей спецификой, и их «благоустройство» за счет внедрения информационных технологий требует индивидуальных подходов и новых, ранее не применяемых, идей.

Построение электронного правительства – процесс, растянутый во времени. Да, возможно, однажды будут автоматизированы все сферы жизни в Республике Коми, будут созданы для гражданина интерактивные возможности на все случаи жизни, но все же технологии при этом будут продолжать развиваться как сама жизнь. Всегда найдется направление по улучшению и развитию созданных форм общения гражданина и государства. Ведь сейчас мы на пути избавления от бумажной волокиты и необходимости посещения гражданами ведомств при заказе услуг, и как знать, возможно, через несколько лет не будет необходимости и в открытии Интернет-сайтов госуслуг для удовлетворения своих социальных потребностей. Так или иначе, головой процесса информатизации была, есть и останется методология.

Список литературы

  1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011- 2020 годы). [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181433.
  2. О Государственной программе Республики Коми «Информационное общество». [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 423. // Администрация Главы Республики Коми. URL: http://adm.rkomi.ru/left/documents/info_ob/post_423/.
  3. Бачило, И. Л. Электронное правительство и инновации в области государственных функций и государственных услуг. [Текст] / И. Л. Бачило // Информационные ресурсы России. – 2010. – № 1. – С. 14.
  4. О государственных информационных системах Республики Коми. [Электронный ресурс]: Закон Республики Коми от 29 сентября 2010 г. № 94-РЗ. // Республика Коми. Официальный портал. URL: http://rkomi.ru/content/4854/94_RZ.doc.
  5. Об утверждении Положения о регистрации и учете государственных информационных систем Республики Коми. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Коми от 27 мая 2011 г. № 231. // Республика Коми. Официальный портал. URL: http://law.rkomi.ru/files/21/8105.pdf.
  6. Об утверждении Концепции информатизации Республики Коми на период с 2016 по 2020 годы. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Республики Коми от 06 октября 2015 г. № 384-р. // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/432804353.

References

  1. State program of the Russian Federation "Information society (2011 - 2020). [Electronic resource]: The Resolution Of The Government Grew. Federation of 15.04.2014 № 313. // Consultant. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181433.
  2. On the State program of the Republic of Komi "Information society". [Electronic resource]: The Government Resp. Komi from 28.09.2012 № 423. // Administration of the Head of the Komi Republic. URL: http://adm.rkomi.ru/left/documents/info_ob/post_423/.
  3. Bachilo, I. L. E-government and innovation in the field of state functions and public services. [Text] / I. L. Bachilo // Information resources of Russia. – 2010. – № 1. – Р. 14.
  4. On the state information system of the Komi Republic. [Electronic resource]: Law, REP. Komi from 29.09.2010 No. 94-RZ. // The Komi Republic: official. portal. URL: http://rkomi.ru/content/4854/94_RZ.doc.
  5. On approval of the Regulations on the registration and recording of state information systems of the Komi Republic. [Electronic resource]: The government of Komi Republic dated 27.05.2011 No. 231. // Komi Republic: official. portal. URL: http://law.rkomi.ru/files/21/8105.pdf.
  6. On approval of the Concept of Informatization of the Republic of Komi for the period from 2016 to 2020. [Electronic resource]: The Government of the Republic of Komi from 06.10.2015 No. 384-R. // The Consortium Code: electron. Fund legal and normative-technical documentation. URL: http://docs.cntd.ru/document/432804353.