Перейти к основному содержанию
ИТарктика
УДК 338
Миронов Владимир Валерьевич, Николаевских Карина Владимировна
к.ф.-м.н., руководитель Департамента научной и проектно-инновационной деятельности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СыктГУ им. Питирима Сорокина»

студент, ФГБОУ ВО «СыктГУ им. Питирима Сорокина»
К вопросу о средах дистанционного обучения
Аннотация:

Работа посвящена рассмотрению двух систем дистанционного обучения – Moodle и eFront. Рассмотрены функциональные возможности названных программ и даны рекомендации по выбору СДО.

Ключевые слова: система дистанционного обучения, электронное образование, дистанционные образовательные технологии.

В настоящее время важнейшим фактором развития современного общества является его информатизация. Этому способствуют современные технические достижения, обеспечивающие создание и функционирование автоматизированной информационно-образовательной среды, открывающей доступ к информации. Это означает, что информационная среда дает решение проблемы доступа к знанию в любой момент, в любом месте.

В целом информатизацию можно определить как глобальный процесс производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, базирующийся на массовом внедрении методов и средств сбора, обработки, хранения и передачи информации и обусловливающий глубокие изменения прогрессивного характера социально-экономических, политических и социокультурных структур в обществе, существенно влияющий на уровень и качество жизни населения.

Информатизация является ведущей тенденцией развития общества, и вся государственная политика начинает подчиняться доминирующему воздействию информационных ценностей, подобно тому, как раньше ее подчиняли себе ценности индустриального общества. Эта роль информационных «ценностей» проявляется в прямой зависимости государственной политики от информатизации, в радикальных трансформациях в средствах массовой информации и коммуникации, в системе образования, науке.

Образование также не осталось в стороне от новых преобразований, обусловленных меняющимися условиями жизни, так как именно внедрение новых форм и методов обучения помогает решить ряд важнейших проблем современного общества. Благодаря Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», сетевая, электронная и дистанционная формы обучения обрели законодательный статус (см. статьи 15,16).

Что такое «дистанционное обучение»? Дистанционное обучение (e-learning, электронное обучение/ЭО, дистанционное обучение/ДО) – это обучение на расстоянии с применением различных технических средств (мультимедийных устройств, сети интернет, спутниковых каналов связи), позволяющих слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно [1]. Почему дистанционное обучение стало популярным и востребованным? Быстрое развитие электронно-сетевых технологий во всем мире, заполнение образовательного рынка дистанционного обучения продуктами и технологиями, доведенными до единого стандарта качества, позволяет российским компаниям использовать появившиеся возможности [1].

Географические и климатические особенности России, а также недостаточная развитость инфраструктуры являются существенными препятствиями для получения традиционного образования в столице и региональных центрах, жителями удаленных районов. Говоря проще: Россия - огромная страна, и стоимость переезда, например, из Восточной Сибири в Москву и проживание там (в гостинице или на съемной квартире) часто становится величиной неподъемной для бюджета, как средней российской семьи, так и крупной корпорации, если речь идет о регулярных командировках сотрудников в филиалы компании, расположенные в других городах [1].

Эффективность дистанционного обучения основана на том, что слушатели сами чувствуют необходимость дальнейшего обучения, а не подвергаются давлению родителей, обстоятельств, начальства и прочего. Однако, при этом жёсткая отчётность – важный элемент системы ДО. За каждый пройденный раздел курса слушатель должен отчитываться перед преподавателем и, пока этого не произойдёт, двигаться в обучении дальше он не сможет. Она также может быть использована как современное эффективное дополнение к занятиям в аудитории [1].

Электронные курсы позволяют обучать, не ограничиваясь территориально районом или городом, привлекать к ведению учебного процесса преподавателей из других регионов, вести обучение вне зависимости от месторасположения, как преподавателя, так и слушателей, и контролировать результаты [1].

Преимуществом ДО, по сравнению с другими формами образования, является существенное снижение стоимости обучения: прежде всего, ДО позволяет многократно сократить необходимое для обучения в очной форме время аудиторных занятий с преподавателями, сокращая тем самым как расходы на оплату труда преподавателей, так и расходы на содержание аудиторного фонда [1].

На основании изложенного выше актуальность работы определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, это проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. Не секрет, что, хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня, в которых работают преподаватели высшей квалификации. Однако немногие соотечественники обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы позволить себе получить образование в каком-нибудь столичном вузе. Не следует также забывать и о людях, живущих в отдаленных регионах, которые нуждаются в повышении своей квалификации.

Во-вторых, это нехватка времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам и совершенно нет возможности тратить его на получение новых знаний, хотя, несомненно, без них не обойтись.

В-третьих, дистанционное обучение дает возможность обучаться лицам, имеющим ограниченные возможности. То есть, могут обучаться лица, которые по той или иной причине не могут пройти обучение в традиционной форме.

Основные понятия, которые будут использованы в работе.

Система дистанционного обучения.

Существует несколько трактовок понятия «Система дистанционного обучения» или СДО.

Подобное обилие вариантов связано в первую очередь с трудностями перевода англоязычных терминов и поиска семантических аналогов в русском языке в конце девяностых. Второй причиной является бурное развитие технологии дистанционного обучения и практики ее применения уже в наши дни, что повлекло за собой появление нового содержания для этих слов. Каждая интерпретация термина Система дистанционного обучения отражает свой контекст применения [2].

Вариант первый.

В первом случае термин СДО полностью отождествляется с терминами LMS (Learning management system – система управления обучением) и LCMS (Learning Content Management Systems – Система управления учебным контентом). В этом случае речь идет о программном комплексе, который позволяет планировать, обеспечивать, управлять и учитывать взаимодействие обучаемого, учебного контента и преподавателя. Это, пожалуй, самая ранняя интерпретация, свойственная тому периоду, кода e-learning только начинал входит в практику обучения в СНГ. В дань традициям и сегодня достаточно часто можно столкнуться с тем, что некоторые LMS представлены на рынке как Системы дистанционного обучения [2].

Второй вариант.

Наиболее расширенная интерпретация подразумевает под словами «Система дистанционного обучения» комплексное образование, включающее в себя три ключевых компонента: Технологии, Процессы, Люди [2].

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [3].

Если сказать коротко: сетевое образование – это участие в учебном процессе нескольких организаций.

Деятельность организаций, входящих в сеть, осуществляется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу указанной информации по линиям связи, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [3].

Таким образом, электронное обучение (e-learning) – это обучение с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных обучающих ресурсов.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [3].

Особенности такого рода форм обучения [4]:

  • Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
  • Модульность. В основу программ обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  • Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, то есть «без отрыва от производства».
  • Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
  • Асинхронность. Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
  • Охват. Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
  • Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность обучения. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем обучения показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50 % дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий обучения на большое количество обучающихся и других факторов.

Сравнение систем дистанционного образования: Moodle и eFront.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед российской системой образования, является проблема выбора систем дистанционного обучения. Существуют различные системы дистанционного обучения. Такие как Moodle, eFront и ряд других систем.

В настоящее время действует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января 2014 года «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [5]:

  • организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе, в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
  • организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • допускается отсутствие аудиторных занятий;
  • местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Каким требованиям должна удовлетворять система дистанционного обучения [6]?

  1. Система дистанционного обучения должна поддерживать функцию электронного деканата, то есть студент должен видеть только те курсы, на которые он был записан.
  2. Система должна выводить сведения администратору о прохождении студентом различных курсов и об успеваемости учащихся на них.
  3. Система должна позволять размещать в ней материал любой сложности.
  4. Система должна поддерживать возможность создания правил прохождения того или иного курса.
  5. В связи с расширением контингента студентов, система должна поддерживать возможность создания многоязычных курсов.
  6. В системе должна быть предусмотрена возможность обратной связи со слушателями, в том числе путем проведения видеоконференций.
  7. Система должна предусматривать возможность создания индивидуального портфолио учащегося, показывая его достижения и недостатки при прохождении курса.
  8. Система должна иметь интуитивно понятный интерфейс, легко ставиться на ЭВМ, не требуя особых знаний.

Рассмотрим такие системы дистанционного обучения как eFront и Moodle.

eFront – одна из систем дистанционного обучения и разработки учебного контента с открытым исходным кодом, распространяемая бесплатно [7].

Система eFront имеет весь основной необходимый функционал. Здесь и форумы, и чаты, и опросы, и глоссарий, и расписания мероприятий, и генерация сертификатов, и управление пользователями, и формирование учебного контента, и, конечно же, поддержка стандарта SCORM. Причем это одна из немногих систем, в которой стандарт SCORM имеет сертифицированную поддержку [7].

Для функционирования системы, как и в большинстве аналогичных случаев, требуется база данных MySQL, а также сервер с поддержкой PHP. Это может быть Apache или Internet Information Server от Microsoft [7].

Если при установке большинства бесплатных систем необходимы соответствующие технические навыки, то eFront в этом смысле значительно отличается в лучшую сторону. В установочном дистрибутиве уже включены все необходимые компоненты, не надо заботиться о них заранее и отдельно устанавливать. Система вполне удачно устанавливается и на Windows, и на Linux, и на CentOS. Причем, хоть процесс установки и очень прост, он еще и подробно задокументирован и описан на русском языке. То есть, у любого пользователя, даже слабо подкованного технически, вряд ли возникнут какие-либо проблемы при установке [7].

Система eFront, в первую очередь, предназначена для академического сектора. Однако имеются и коммерческие локализации, которые специально разработаны для организации. Там уже включен такой функционал, как управление компетенциями и навыками, учет штатного расписания, отслеживание перемещения по службе и т.д. Кроме того, на коммерческой основе можно заказать внешний хостинг для системы с профессиональной поддержкой [7].

Система полностью русифицирована, включая документацию. Также есть отечественные вендоры, занимающиеся внедрением и поддержкой системы [7].

Преимущества системы дистанционного обучения eFront [8]

Простота использования eFront – одна из главных задач продукта. Естественный и ясный интерфейс, с говорящими сами за себя элементами, понятен любому.

Привлекательность – eFront не создается как еще один обучающий продукт. Ее цель – быть самой красивой системой обучения.

Прогрессивность – eFront применяет такие технологии, как Ajax, Unicode, LDAP, поддерживает SCORM, позволяет обучать на нескольких языках.

Концепции преподавания – заложенные в eFront идеи нацелены на привлечение учащихся и сохранению их интереса.

Концепция управления навыками позволяет проводить входное тестирование и аттестацию сотрудников, планировать карьеру и рационально распределять работу, повышая общий профессиональный уровень организации.

Ориентация на бизнес – eFront настраивается на структуру организации и позволяет распределять функции и полномочия в соответствии с ней.

Полнота – eFront имеет широкий набор компонент, которые помогут вам создавать структуру занятий и учебный материал, создавать тесты, общаться, следить за успеваемостью и использованием системы, проводить опросы, давать задания для практических занятий и создавать сертификаты.

eFront – поддерживает функцию электронного деканата.

Moodle – это, пожалуй, самая популярная бесплатная система дистанционного обучения в России на сегодняшний день. Moodle распространяется по лицензии GNU GPL, то есть является свободным открытым программным обеспечением [9].

Moodle может быть установлена либо на обычной рабочей станции, либо у хостинговой компании. Для установки системы требуется поддержка PHP и база данных [9].

Система Moodle может использоваться как отдельными преподавателями в качестве личной системы дистанционного обучения, так и учебными заведениями или учебными центрами в корпоративном секторе. Чаще всего эту систему можно встретить в академическом секторе [9].

Преимущества системы дистанционного обучения Moodle [10]

Главным преимуществом системы Moodle является ее популярность. Среди аналогичного программного обеспечения, у Moodle самое большое сообщество пользователей в России, а значит, и возможностей найти помощников, советников, соратников.

Также преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является возможность ее бесплатного использования. При этом функциональность системы дистанционного обучения Moodle не уступает коммерческим аналогам.

Еще одним преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является то, что она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью.

Встроенные в систему дистанционного обучения Moodle средства разработки дистанционных курсов позволяют снизить стоимость разработки учебного контента и решить проблемы совместимости разработанных дистанционных курсов с СДО.

Также к преимуществам системы дистанционного обучения Moodle следует отнести легкость инсталляции, а также обновления при переходе на новые версии.

Еще одно достоинство Moodle, вынесенное в ее название – это модульность, так как есть возможность разработать надстройку (модуль) любой сложности, которая позволит управлять большими контингентами студентов, обучающихся по нескольким специальностям.

В Moodle предусмотрен штатный инструмент, предназначенный для оперирования группами студентов за пределами одного курса. Этот инструмент называется «метакурс». Он позволяет подписывать и отписывать всех студентов одного курса на другой курс в одно действие. При этом система учебных единиц становится двухуровневой:

  • первый уровень – собственно «Курс», содержащий произвольную информацию, разбитую на блоки, на который регистрируются студенты;
  • второй уровень – метакурсы, на которые регистрируются дочерние курсы.

Недостаток «метакурса» в том, что студенты из разных курсов регистрируются все вместе, без разбивки на группы, что делает работу преподавателей очень затруднительной.

Таким образом, рассмотрев системы Moodle и eFront, составим таблицу сравнения этих систем.

Таблица. Сравнение систем Moodle и eFront.

Требования к СДО

Moodle

eFront

  1. Популярность системы (в том числе в России)

+

  1. Электронный деканат

+ –

+

  1. Вывод администратору сведений об успеваемости учащихся

+

+

  1. Размещение материала любой сложности

+

+

  1. Создание правил прохождения курса

+

+

  1. Создание многоязычных курсов

+

+ –

  1. Использование элемента курс (лекция) для поэтапного контроля умений и изучения содержания дисциплины

+

  1. Обратная связь со слушателями

+

+

  1. Портфолио учащегося

+

+

  1. Понятный интерфейс, легко ставится на ЭВМ

+

+

По данным таблицы можно увидеть, что обе системы удовлетворяют выдвинутым требованиям. Однако заметим, что система Moodle является популярной системой дистанционного обучения в мире, в том числе и в России. Но система eFront, в отличие от Moodle, поддерживает функцию электронного деканата на уровне ядра системы. Также можно отметить многоязычность Moodle – более 80 языков, включая русский, в то время как в eFront – более 30 языков. В Moodle включен элемент курса для поэтапного контроля умений и изучения содержания дисциплины, который называется лекция. Лекция – это набор страниц, где каждая страница заканчивается вопросом, на который студент должен ответить. В зависимости от правильности ответа, студент переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. Это позволяет определить маршрут обучения и не пропускает дальше без понимания изученного материала. Данного элемента курса нет в eFront, что является некоторым недостатком для системы, так как с использованием элемента курс-лекция, студентом будет постепенно усваиваться материал предложенный преподавателем.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система Moodle имеет некоторые преимущества над системой eFront. Но нельзя с уверенностью говорить, что система Moodle самая лучшая. У каждой организации, учебного заведения есть свои критерии выбора системы дистанционного обучения. Поэтому они сами выбирают ту или иную систему, которая в полном объеме удовлетворяет их требованиям и критериям.

Заключение

На данный момент в Российской Федерации законом разрешено проводить обучение людей с использованием дистанционных форм обучения.

Популярность дистанционной формы обучения связана с тем, что она имеет ряд преимуществ, по сравнению с традиционной формой обучения. Во-первых, это обучение в удобное время и в удобном месте. Говоря простым языком, нет необходимости приезжать в образовательное учреждение и проводить время в аудиториях. Тем самым можно сэкономить свое время.

Во-вторых, стоимость обучения. При дистанционном обучении нет затрат на обустройство аудиторий, зарплату персонала, транспортные расходы и другие. При увеличении количества слушателей дистанционное обучение становится дешевле традиционного обучения.

В-третьих, дистанционное обучение дает возможность обучаться лицам, имеющим ограниченные возможности.

Для реализации дистанционного обучения важную роль играет выбор системы ДО. Сейчас существует большое количество систем, таких как Moodle, eFront, Dokoes, ATutor и ряд других. Самой популярной системой в России является система Moodle, которая распространяется свободно, как программное обеспечение с открытым исходным кодом. При выборе системы нельзя основываться лишь на том, что она популярна, должны быть критерии, по которым будет выбираться та или иная система. Хотелось бы отметить, что определенных критериев при выборе системы нет, так как у каждой организации или учебного заведения существуют свои требования к системам.

Эффективность обучения с использованием систем дистанционного обучения зависит от того:

  • как эффективно будут взаимодействовать между собой преподаватель и студент;
  • какие используются при данном обучении педагогические технологии;
  • как эффективно были разработаны методические материалы и как они были доставлены до студента;
  • какой эффективной будет обратная связь.

Таким образом, эффективность дистанционного обучения в большей мере зависят от эффективной организации и методического качества используемых материалов, а также руководства; мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Система дистанционного обучения может и должна занять свое место в системе образования, так как при грамотной организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества.

 

Список литературы

  1. Ходак Е. Современные формы обучения: дистанционное обучение – доступно и реально [Электронный ресурс] / Е. Ходак // HR-Journal. – 2011. – № 7. – Режим доступа: http://www.hr-journal.ru/articles/op/op_694.html.
  2. Духнич Ю. Система дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Ю. Духнич // SMART EDUCATION. – Режим доступа: http://www.smart-edu.com/sistema-distantsionnogo-obucheniya.html.
  3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : (ред. от 05.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Особенности дистанционного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://milkprograms.spb.ru/.
  5. Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный курс] : приказ Минобрнауки РФ от 9 янв. 2014 г. № 2 // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Осипов М. Ю. Сравнительная характеристика систем дистанционного обучения: Moodle и eFront [Электронный ресурс] / М. Ю. Осипов // «Глобальное образование: взгляд из Италии» ITE-Sanremo-2014 : Междунар. образовательный форум (Сан-Ремо, 4-10 марта 2014 г.). – Режим доступа: http://sanremo.ito.edu.ru/2014/section/232/92586/?sphrase_id=150.
  7. eFront [Электронный ресурс] // E-Learning. Бесплатные инструменты. – Режим доступа: http://www.free-elearning.ru/sdo/31-efront.html.
  8. eFront [Электронный ресурс] // TADVISER: Государство. Бизнес. ИТ. – Режим доступа: http://tadviser.ru/a/123897.
  9. Moodle [Электронный ресурс] // E-Learning. Бесплатные инструменты. – Режим доступа: http://www.free-elearning.ru/sdo/9-moodle.html.
  10. Система дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс] // E-SOFT DEVELOPMENT. – Режим доступа: http://www.web-learn.ru/23-about-moodle.
  11. ALT Linux [Электронный ресурс] : сайт офиц. документации. – Режим доступа: http://docs.altlinux.org/current/modules/moodle/.

References

  1. Hodak Е. Modern forms of training: distance learning, accessible and real [Electronic resource] / Е. Hodak // HR-Journal. – 2011. – № 7. – URL: http://www.hr-journal.ru/articles/op/op_694.html.
  2. Duhnich Y. Distance Learning System [Electronic resource] / Y. Duhnich // SMART EDUCATION. – URL: http://www.smart-edu.com/sistema-distantsionnogo-obucheniya.html.
  3. On Education in the Russian Federation [Electronic resource] : Federal Law of 29.12.2012  № 273-FZ : (ed. By 05.05.2014) // Consultant, reliable legal support. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163992.
  4. Features of distance education [Electronic resource]. – URL: http://milkprograms.spb.ru/.
  5. On approval of the use of organizations engaged in educational activities, e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs  [Electronic resource] : Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 09.01.2014 № 2  // Consultant, reliable legal support. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=161601.
  6. Osipov M. Y. Comparative characteristics of distance learning systems: Moodle and eFront [Electronic resource] / M. Y. Osipov // "Global Education: Insights from Italy" ITE-Sanremo-2014 : International Education Forum. – URL: http://sanremo.ito.edu.ru/2014/section/232/92586/?sphrase_id=150.
  7. eFront [Electronic resource] // E-Learning. Free Tools. – URL: http://www.free-elearning.ru/sdo/31-efront.html.
  8. eFront [Electronic resource] // TADVISER: Gosudarstvo. Biznes. IT. – URL: http://tadviser.ru/a/123897.
  9. Moodle [Electronic resource] // E-Learning. Free Tools. – URL: http://www.free-elearning.ru/sdo/9-moodle.html.
  10. The system of distance learning Moodle. [Electronic resource] // E-SOFT DEVELOPMENT. – URL: http://www.web-learn.ru/23-about-moodle.
  11. ALT Linux [Electronic resource]. – URL: http://docs.altlinux.org/current/modules/moodle/.